Июнь 25th, 2016
По-новому и с большим мастерством передано в рассматриваемой гравюре освещение. Даль здесь особенно солнечна, лишена теней и намечена полунамеками, тончайшими прерывистыми штрихами. Поэтому впечатление глубины получается больше, чем во всех предыдущих листах. Оно усиливается и изображением над горизонтом уносящейся вдаль и почти растворяющейся в небесном сиянии легкой стайки птиц. На переднем плане, при резком преобладании света над тенью, гораздо сильнее контрасты между ними, чем во всех предыдущих гравюрах. Вместо рассеянного ровного освещения и мягких постепенных переходов моделирующей светотени наблюдается явное стремление передать яркий солнечный свет, поглощающий полутени и контрастирующий с резкой черной тенью. Падая на землю от ноги левого фавна и от лежащего рядом с ней посоха, она еще более усиливает впечатление интенсивности солнечного освещения.
Внимание к передаче солнечного освещения ясно видно также в интересном, очень живописном рисунке Риберы пером и сепией, изображающем оборванного уличного мальчика, фигура которого ярко освещена солнцем и отбрасывает резкую тень на землю. Пожалуй, именно в этом наброске Рибера больше всего приблизился к решению задачи, слишком трудной не только для него, но и вообще для мастеров XVII века. Хотите всегда безупречно выглядеть? Такие знания вам подарит школа визажа киев. После окончания курсов вы получите диплом и бесценный опыт.
В гравюре «Пьяный Силен» при всей пластичности форм общее впечатление определяется более чередованием светлых и темных пятен, чем линейным и пластическим началом, благодаря чему этот лист является самым живописным из офортов Риберы. В гравюре прекрасно, почти осязаемо передано качественное различие между поверхностью полного тела Силена и мускулистых тел фавнов, между леопардовой шкурой на фавне, козлиной шерстью его ног и короткой жесткой шерстью осла.