Январь 29th, 2017
Металлические пролетные строения обычно располагаются на массивных (бетонных, железобетонных) опорах. Промежуточные опоры балочных мостов (быки) представляют собой столбы прямоугольной формы с закруглениями на обоих концах (нос и корма). Отметка верха быка берется ниже отметки конструкции пролетного строения на высоту опорной части (около 1—1,5 ж). Ширина быка поверху определяется шириной и расположением подферменных площадок, на которые опираются опорные части. Величина подферменников определяется расчетом по давлению на материал опоры. Обычная ширина быка поверху у балочных мостов около 3 м. В пределах ледохода быки имеют ледорезы — заостренный участок опоры с верховой стороны. Чтобы уменьшить объемы, опора часто конструируется из нескольких столбов, соединенных мощной траверсой. Опора опирается на фундамент. Наиболее распространенным типом фундамента в настоящее время являются сборные железобетонные цилиндрические оболочки, опускаемые вибропогружателем, или мощные железобетонные сваи. Оболочки опускаются обычно до отметок материковых грунтов, способных воспринимать давление опоры. Собираетесь покупать жилье? Смотрите «Лесной квартал»: как найти актуальную информацию о ценах и отзывы о качестве.
Крайние опоры называются устоями; они совмещают функции опор, передающих давление пролетного строения на основание, и подпорной стенки, поддерживающей подходную насыпь, и поэтому состоят из двух частей: передней — опоры и задней — ограждающей насыпь конструкции, которая может быть весьма разнообразной в зависимости от вида подхода. Передняя ее часть делается несколько ниже задней, и в устое образуется выступ — шкафная строения. Очертание устоя весьма разнообразно, оно соответствует направлению кривой давления от воздействия насыпи и опорного давления пролетного строения и зависит от ширины пути и насыпи. Длина опоры поперек моста определяется расстоянием между крайними подферменниками; сокращение этого расстояния является основным мероприятием по уменьшению объема опоры, и потому уменьшение ширины пролетного строения с экономической точки зрения рационально. Ширина широких автодорожных мостов может быть уменьшена устройством проезжей части на консолях, применением комбинированных систем и др.
Промежуточные опоры арочных мостов имеют большую толщину вследствие работы на изгиб от одностороннего распора от временной нагрузки; тело устоя имеет вид наклонного уширяющегося массива, передающего давление арки на грунт. Устои часто опираются на наклонные сваи или оболочки. На этом массиве устраивается конструкция, ограждающая насыпь. Давление насыпи отклоняет кривую давления в массиве устоя и сокращает его длину.