Май 10th, 2013
микрорельеф излома приближается к «сотовому».В таком случае можно говорить о малоэнергоемкомвязком разрушении. Изменениягеометрии ямок связаны со снижением пластичностиматериала при увеличении скоростинагружения и с уменьшением зоны пластическойдеформации в вершине трещины.При значительных скоростях нагруженияв материалах средней и высокой прочности настадии высокоскоростной деформации образуютсяполосы адиабатического сдвига. Их появление,т.е. переход от изотермического процессадеформации к адиабатическому, вызвано локальнымнагревом материала в области полосысдвига, который быстро сменяется ее охлаждениемсоседними объемами материала. В результатев узкой полосе локализованной деформации,как следует из ряда работ, происходитфазовое превращение, образуется отпущенныймартенсит, и твердость в этой области растет.Поскольку полоса не поддается травлению, намикрошлифе она имеет вид белой полосы, покоторой на следующей стадии разрушенияразвивается сдвиговая трещина (рис. 8.4.3, а),оставляя на изломе участок сдвигового илисглаженного микрорельефа (рис. 8.4.3, б, в).Если критическая температура хрупкостиматериала близка температуре испытания,увеличение скорости нагружения приводитлибо к началу вязко-хрупкого перехода, либо кувеличению доли хрупкого разрушения. Ростскорости нагружения вызывает сдвиг критическойскорости нагружения вызывает сдвиг критической