Май 10th, 2013
автомодельность процесса усталостногоразрушения, позволяет обусловить определеннуюпоследовательность смены микрорельефаизлома, определяющую стадийностьпроцесса усталостного разрушения:строчечный — псевдобороздчатый — бороздчатый(усталостные бороздки), отвечающий ква-зиупругому и упругопластическому ростутрещины — смешанный (ямочно-бороздчатый) -ямочный рельеф.Указанная последовательность сменымикрорельефа соблюдается, в основном (с определеннымиизменениями и отклонениями),для всех конструкционных сталей и сплавов,склонных к образованию усталостных бороздокна стадии стабильного роста усталостнойтрещины. По этому признаку стали и сплавыразделяют на три типа: 1) образующие усталостныебороздки на большей площади излома;2) образующие усталостные бороздки на отдельныхучастках излома; 3) не образующиеусталостных бороздок.К первому типу относятся алюминиевые,титановые, жаропрочные сплавы, низкопрочныепластичные стали ферритного и аустенитногокласса. Ко второму типу относятся сталисредней прочности, а к третьему типу — сталисо структурой мартенсита и дисперсионно-твердеющие высокопрочные стали.Для сталей третьего типа характерна следующаяпоследовательность фрактографичес-ких признаков: бороздчатоподобный скол -межзеренный скол — скол — ямочный рельеф,причем с увеличением доли микрорельефа статическогопричем с увеличением доли микрорельефа статического