Май 10th, 2013
металлов. Снижение частоты нагружения ипереход в область малоцикловой усталостисопровождаются возрастанием предельногошага бороздок до 10-4 м (100 мкм) для пластичныхматериалов (никелевые сплавы, ау-стенитные стали). Пластическое затуплениевершины трещины реализует морщинистуюповерхность (формируемую пересекающейсясистемой полос скольжения) как часть профиляусталостной бороздки (см. рис. 8.5.1, з), а нанисходящей ветви формируется вторая частьпрофиля бороздки. Такой механизм был предложенКрасовским и Степаненко на основеисследования стереопар применительно к шагуусталостных бороздок до 50 мкм применительнок никелевому сплаву.Формирование асимметричного треугольногопрофиля связывают с вращениемнебольшого объема материала от сформированныхв предыдущем цикле полос скольженияпо системе (110) в сплавах на основе алюминия.Механизм Лейерда-Псллу, широко используемыйдля объяснения формированияусталостной бороздки в цикле нагружения,был уточнен при стсреофрактографическомисследовании Бичлера и Пипана на образцахиз Cr-Ni стали с пределом текучести 890 МПа(рис. 8.5.17). На восходящей ветви полуцикланагружения (рис. 8.5.17, а — в) происходит частичноепластическое затупление вершины трещиныс ее раскрытием путем скольжения, и этачасть поверхности представляет собой профильусталостной бороздки.