Май 19th, 2013
54).Механизм образования трещин в сварных швах пока еще недостаточно изучен и по современным представле ниям является весьма сложным. Он связан с процессами нагрева, охлаждения и особенно кристаллизации металла.При сварке металл шва претерпевает быстрое нагре вание до температур, превышающих температуру плав ления никеля, а затем более медленно охлаждается до температуры окружающей среды. В результате объемных изменений, связанных с напревом и охлаждением, металл шва с самого начала его кристаллизации и формирования подвергается упруго-пластическим деформациям, осо бенно значительным в направлении, перпендикулярном к оси шва [53, 54]. В шве могут возникать собственные напряжения растяжения, величина которых с изменением температуры меняется и почти всегда достигает значе ний предела текучести металла для данной темпера туры—as( Г).
Фиг. 54. Межкристаллитные трещины в сварных швах никеля, X 135: а — флюс ОСЦ-45; б — флюс ФЦ-6.Механические свойства металла в процессе нагрева и охлаждения также сильно изменяются. Разрыв сплош ности металла и возникновение трещин при сварке, оче видно, будет возможным в том случае, когда собственные напряжения в металле шва превысят значения предела текучести никеля для данной температуры, а величина деформации исчерпает деформационную способность ме талла. В этом случае нарушатся атомные или молекуляр ные связи и в каком-то участке шва возникнет зародыше вая трещина, которая может развиться либо в процессе дальнейшего охлаждения шва, либо при эксплуатации изделия.Механические свойства металла в процессе нагрева и охлаждения также сильно изменяются. Разрыв сплош ности металла и возникновение трещин при сварке, оче видно, будет возможным в том случае, когда собственные напряжения в металле шва превысят значения предела текучести никеля для данной температуры, а величина деформации исчерпает деформационную способность ме талла. В этом случае нарушатся атомные или молекуляр ные связи и в каком-то участке шва возникнет зародыше вая трещина, которая может развиться либо в процессе дальнейшего охлаждения шва, либо при эксплуатации изделия.