Июнь 17th, 2013
Подробно сценарий развития аварии, ее причины и направления совершенствования реакторов рассматриваются в других томах учебного пособия. Здесь же еще раз отметим, что причиной аварии было последовательное нарушение регламента эксплуатации. В этих условиях проявились и недостатки конструкции реакторов: положительный паровой коэффициент реактивности, а при сниженной мощности — и положительный мощностной коэффициент реактивности, что делает реактор нестабильным на малых уровнях мощности; недостаточное быстродействие систем аварийной защиты A3; недостаточность технических средств, автоматически приводящих реактор в безопасное состояние при действиях персонала, не соответствующих требованиям технологического регламента.Организационные и технические мероприятия, выполненные на всех действующих энергоблоках с реакторами РБМК-Ю00 и РБМК-1500, полностью исключают возможность быстрого неконтролируемого разгона реактора. Обеспечено снижение положительного парового коэффициента реактивности за счет снижения содержания графита в активной зоне и повышения обогащения топлива нуклидом 235U до 2,4%. Время срабатывания защиты сокращено с 18—20 до 10—12 с. Установлены дополнительные стержни-поглотители. Разработаны и опробована на двух блоках Ленинградской и Игналинской АЭС быстрая аварийная защита (БАЗ), обеспечивающая ввод в активную зону стержней-поглотителей за 2—2,5 с. Подобные системы БАЗ с 1989 г. внедрены на всех действующих энергоблоках с канальными реакторами.Как показывает всесторонний анализ, проведенный специалистами, ни один из недостатков реакторов РБМК, проявившихся при аварии на IV блоке Чернобыльской АЭС, не является неустранимым в ядерных канальных водо-графитовых реакторах и не является органически присущим реакторам данного типа.