Июнь 17th, 2013
Тепловые схемы действующих и проектируемых в настоящее Еремя судовых ЯЭУ главным образом подчинены условиям обеспечения различных режимов работы, необходимых для выполнения требований по ходовым качествам и маневренности судна, надежности и безопасности работы установки (резервирование основного и вспомогательного оборудования, наличие аварийных систем, защитных устройств и т. п.). Стремление к компактности установки, позволяющей уменьшить массу и объем биологической защиты ЯЭУ и противоударной защиты корпуса судна, также сильно повлияло на выбор состава оборудования энергоустановок. В результате в ущерб тепловой экономичности тепловые схемы действующих судовых ЯЭУ более просты и в термодинамическом отношении менее совершенны по сравнению со схемами АЭС. Вместе с тем общность процессов, протекающих в реакторах, механизмах и устройствах судовых и стационарных энергетических установок, позволяет считать, что опыт работы стационарных энергетических установок может быть с успехом использован в дальнейшем при создании судовых ЯЭУ.Тепловые схемы космических энергетических установок на ядерном топливе еще в большей степени подчинены особым условиям работы в космосе. Специфика работы в космосе — отсутствие атмосферы и невесомость — влечет за собой необходимость сброса теплоты только излучением и особый подход к организации теплообмена (особенно в испарителях и конденсаторах). Эти особенности в сочетании с требованием минимума массы космической ЯЭУ приводят при проектировании к оптимизации ее по массе в целом (с учетом массы холодильника-излучателя). В связи с этим, как правило, приходится отходить от оптимума по коэффициенту полезного использования тепловой энергии. Если в наземных электростанциях для повышения тепловой экономичности идут на усложнение циклов и схем преобразования энергии, то в космических установках, наоборот, приходится избегать каких-либо усложнений, связанных с введением дополнительного оборудования и коммуникаций.