Июнь 17th, 2013
Таким образом, уже сейчас вполне очевидно, что для больших быстроходных судов с большим радиусом действия перспективны энергетические установки, работающие на ядерном топливе. Опыт эксплуатации атомоходов «Ленин» и «Арктика» в СССР показал, что использование судов подобного типа бесспорно выгоднее по сравнению с судами обычного типа, так как позволяет качественно изменить условия обеспечения навигации в Арктике.Рассматривая эффективность применения ЯЭУ на судах, нужно иметь в виду, что наряду с совершенствованием обычных судов ведутся разработки новых типов транспортных судов, которые могут быть созданы только при использовании ЯЭУ. К ним относятся суда на воздушной подушке и подводные транспортные суда. Создание и использование таких судов может радикально изменить всю организацию и экономику морских перевозок. Например, скорость доставки грузов на судах на воздушной подушке может возрасти на порядок (100—150 узлов вместо 15—18 узлов).Как и для АЭС, общим показателем технико-экономической эффективности судна и судовой энергетической установки яв-178 ляются приведенные затраты, руб(т-миля),где 5Эксп — эксплуатационные затраты за год; Кс — строительная стоимость (начальные затраты) судна; (ML)—годовая провозная способность судна, т-милягод; Об — оборотные средства, заключенные на время перевозки в грузе; Е\ и Е2 — нормативные коэффициенты эффективности капиталовложений и оборотных средств.Годовые эксплуатационные затраты по судну могут быть представлены в видегде аэ — коэффициент, учитывающий накладные расходы пароходства; S3K — затраты на содержание экипажа; Sa — амортизационные отчисления; Sc — затраты на снабжение быстроизнашивающимися и расходными материалами; Sp — расходы на текущий и малый ремонт; SHB — навигационные и прочие затраты; SCM — затраты на смазку; ST — затраты на топливо.