Июнь 17th, 2013
Замерзающие уплотнения. Эти специфические уплотнения используются в устройствах (насосах и арматуре) на жидких 382Рис. 7.56. Схема замерзающего уплотнения:1 — уплотнение по газу; 2 — каналы для прохода охлаждающей воды; 3 — жидкий металл; 4 — затвердевший металлметаллах. Принцип работы заключается в том, что в щелевом проходе (рис. 7.56) между рабочим колесом и полостью с атмосферой инертного газа создается участок замороженного металла 4. Замороженный металл удерживается в щели трением и сцеплением, причем можно добиться абсолютной герметичности. Замороженный металл постоянно скользит по поверхности вала, образуя тонкую, достаточно вязкую жидкую пленку, и протечка практически не возникает. Теплота горячего металла и теплота трения непрерывно отводятся вторичным охлаждающим агентом — жидкостью или газом. Уплотнение с жидкостным охлаждением наиболее компактно. Строгий контроль температуры уплотнения не обязателен, если температура замороженного металла удерживается значительно ниже точки затвердевания.Для уменьшения пускового момента уплотнение необходимо предварительно разогреть. Допускаемое приближение температуры металла в щели к точке затвердевания пропорционально теплопроводности металла. Образование сплошного клина на вертикальных валах не вызывает трудностей. На горизонтальных валах могут образоваться разрывы, которые вызовут попадание газа в щель. Отклонения при вибрации валов не должны превышать 0,025 мм, чтобы исключить пластическую деформацию замороженного металла, выдавливание его и излишнюю теплоту трения. Обязательное условие надежной работы уплотнения — чистота металла. Загрязнение металла абразивными оксидами, которые будут выделяться при охлаждении в зазоре («эффект холодной ловушки»), может вызвать заедание вала и аварию насоса.