Июнь 17th, 2013
Нижний подшипник, как правило, — встроенный. Верхний подшипниковый узел — выносной с масляной смазкой.Опыт эксплуатации жидкометаллических насосов с уплотнением инертным газом (с дроссельным уплотнением) показал, что газового уплотнения недостаточно для полного предотвращения попадания паров щелочных металлов в помещение. Поэтому приводной двигатель должен быть заключен в герметичную оболочку с внутренним избыточным давлением инертного газа.
— протечка масла из узла уплотнения вала по газу; 2 — вода из уплотнения; 3 — вода для охлаждения узла уплотнения по газу; 4 — масло в узел уплотнения вала по газу; 5 — газ для продувки; 6 — масло в верхний радиальный подшипник; 7 — масло в упорный подшипник; 8 — масло в вал; 9 — масло из верхнего подшипника; 10 — масло в нижний подшипник; — смесь для охлаждения вала; 12 — масло из нижнего подшипника; 13 — начальный уровень заливки натрия; 14 — максимальный уровень заливки; 15 — корпус насоса; 16 — напорный патрубок; 17 — входной патрубок; 18 — слив протечек; 19 — биологическая защитаДругой путь — использование гидравлических (масляных) уплотнений, полностью исключающих попадание в окружающую среду как инертного газа, так и пара металла. Дроссельное или торцевое уплотнение в этом случае играет роль страховочного. На рис. 7.70 показан натриевый циркуляционный насос реактора БН-350 с масляным уплотнением по газу, а на рис. 7.71 и 7.72 — погружной циркуляционный насос и его размещение в корпусе реактора БН-600. Номинальная подача насоса 9700 м3ч (2,7 м3с), напор 0,97 МПа. Три одинаковых насоса устанавливаются в кессоны реактора 9. Двухпоточное рабочее колесо 3 закреплено на нижней консоли вертикального вала 8, вращающегося в двух радиальных подшипниках: верхнем масляном гидродинамическом 17, расположенном над крышкой реактора и уплотнением 15, и гидростатическом со взаимным щелевым дросселированием 7, расположенным под уровнем натрия и работающем на натрии.