Июнь 17th, 2013
Все указанные системы обязательно дублируются, если в них нет активных компонентов, и выполняются тройными, если есть активные компоненты. Отметим, что подсистемы гидроаккумуляторов считаются активными из-за наличия в них обратных или быстродействующих клапанов.Системы аварийного расхолаживания реакторов на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем должны обладать еще более высокой надежностью по сравнению с рассмотренными выше системами с водным теплоносителем. Это обусловлено очень высокой энергонапряженностью активной зоны и тепло-физическими свойствами натрия. Действительно, если принять за начальный уровень остаточного тепловыделения 5% номинальной мощности реактора, то при энерговыделении на номинальном режиме 500—1000 МВтм3 остаточное тепловыделение составит 25—50 МВтм3. Такой уровень характерен, например, для номинального режима кипящих водо-водяных реакторов. Резкие изменения расхода натрия могут привести к перегреву или тепловым ударам в элементах реактора, особенно в массивных элементах, и вызвать их разрушение. Поэтому системы аварийного расхолаживания (рис. 10.6) в данном случае должны обеспечить не только отвод остаточной теплоты (количественный фактор), но и согласование скорости и времени изменения мощности установки и расхода теплоносителя при различного рода «планируемых» аварийных ситуациях (качественный фактор).Для реакторов на быстрых нейтронах максимальной планируемой аварией является полная потеря электрического питания как от внешних, так и от собственных аварийных источников энергоснабжения; полная потеря теплоносителя считается событием невероятным. На случай полной потери питания предусматриваются аккумуляторные батареи, посредством которых осуществляется привод электродвигателей ГЦН в течение примерно 1 ч после аварии. В дальнейшем теплота отводится естественной конвекцией или через теплообменники второго контура в воздух, или через специальный контур аварийного охлаждения. Такой контур может быть расположен как в корпусе реактора, так и вне его, например на наружной поверхности корпуса (рис. 10.6,в).