Июнь 17th, 2013
Приведенная классификация распространяется также на уг-ловые деформации, которые рассматриваются как разновид-ность местных деформаций. fl. j. Согласно отраслевому Jстандарту «Корпуса металлических судов. Методы предотвращения остаточных деформаций», остаточные деформации разделяют на продольные, поперечные и угловые. Следовательно, согласно классификации стандарта угловые деформации выделены в отдельную группу наряду с продольными и поперечными. Однако угловые деформации в стандарте определены как неравкомерные поперечные укорочения по толщине свариваемых элементов. Значит, вышеуказанная классификадия и классификация по отраслевому стандарту принципиальных различий не имеют.Рассмотрим основные причины, вызывающие напряжения и деформации при сварке.Нагрев плоскостей и разнообразных профильных полос (балок), свободных от закрепления и закрепленных по контуру или по концам, приводит к различным видам напряжений, возникающих в металле, и деформаций. Напряжения и деформации зависят таяже от равномерности нагрева. На практике при сварке конструкций нагрев почти во всех случаях является неравномерным.Расчетным путем и экспериментальными проверками установлено, что равномерный нагрев незакрепленного стержня вызывает его удлинение, но напряжений в нем при этом не возникает. При остывании стержень возвращается к первоначальным размерам и при температуре, равной начальной, его удлинение становится равным нулю.155Нагрев жестко закрепленного стержня до определенной температуры приводит к появлению в нем напряжений сжатия, равных пределу текучести. Остывание жестко закрепленного стержня вызывает появление напряжений растяжения, равных пределу текучести. Простейшая модель, которая позволяет проиллюстрировать это положение и проследить за процессом образования сварочных напряжений и деформаций в пластине со стыковым швом (рис 4.29, с), приведена на рис. 4.29, б—-г.