Июнь 17th, 2013
На горизонтальном построечном месте применяют теодолиты. Для наклонных стапелей серийные теодолиты непригодны. В судостроении теодолит модернизировали с целью возможности установки вертикальной оси визирной трубы с учетом угла уклона стапеля и вращения трубы в вертикальной плоскости без изменении положения штатива над точкой установки.В тех случаях, когда используют традиционные способы, в носу и корме в ДП устанавливают деревянные рейки на высоте рабочих поверхностей спусковых дорожек (рис 6.12). Из точки А опускают отвес и отмечают на рейке точку А\. На расстоянии а в нос от точки Ах отмечают точку As. Значение а определяют по формуле a=AAiSina. Аналогично в корме на* ходят положение точки Ps, которая откладывается также в нос от точки Di на расстоянии й, определяемом в зависимости от того же угла a: d=DDisit\a. Точки А2 >¦ Dt переносят на одну из спусковых дорожек методом построения перпендикуляров, наносят на ту же дорожку след плоскости мидель-шпангоута и замеряют расстояния L\ и L2t сумма которых составляет наибольшую длину судна L. Допускаемое отклонение от проектной длины судна должно находиться в пределах AZ., опрс деляемых условием AZ.±0,001L. Длина судна между перпендикулярами определяется аналогично, опусканием отвесов нз точек В и С КВЛ. Сумма отрезков U и U составляет длину ме жду перпендикулярами ?,„„.Таким же способом определяют ширину судна. На высоте рабочих поверхностей спусковых дорожек в плоскости мидель-шпангоута устанавливают горизонтальные рейки. Из точек пересечения КВЛ с плоскостью мидель-шпангоута с каждого борта опускают отвесы и отмечают точки на рейках. Производят замеры от ДП до отмеченных точек, определяя таким способом величины полуширот. Из замеренных значений вычитают толщину обшивки. Допускаемые отклонения полу-шпрот от плазовых значений должны находиться в пределах от 5 до 25 мм в зависимости от размеров судов. Ширина судна по КВЛ определяется суммой замеренных полуширот. Наибольшую ширину определяют так же, как и ширину по КВЛ.