Июнь 17th, 2013
Таким образом, вероятностный характер режимов использования потребителей пара не позволяет дать однозначные рекомендации по выбору паропроизводительности КУ и параметров пара. При проек-тировании обычно считают, что все потребители работают одновременно с номинальной тепловой мощностью. В большинстве случаев это приводит к завышению паропроизводительности и, следова-тельно, стоимости КУ. Очевидно, нужны другие подходы к выбору характеристик установки, которые учитывали бы вероятностный характер работы потребителей пара.Выбор параметров пара (давления и температуры) базируется на одном из главных требований -обеспечении высокой экономичности комплекса котельная установка — потребители пара. При этом в основе лежит принцип термодинамической целесообразности, сущность которого состоит в том, чтобы в создаваемых устройствах максимально эффективно использовалась располагаемая тепловая энергия рабочего тела (пара). С этой точки зрения для потребителей, в которых рабочее тело (пар) в процессе выполнения работы не изменяет своего агрегатного состояния (в турбинах, машинах и т. п.), целесооб-разно повышать начальные давление и температуру пара (с учетом технической целесообразности и безопасности): для вспомогательных турбоприводов (насосов, генераторов и т. п.) до рПЕ = 3 — 3,5 МПа и tnE = 300 — 350 «С, а для ГТЗА паротурбинных судов — до рПЕ = 8 — 10 МПа и 1дЕ = 510 — 520 °С..Для большей части судовых потребителей, в которых пар в процессе теплообмена изменяет свое аг-регатное состояние (конденсируется), с учетом указанного принципа целесообразно понижать началь-ные давление и температуру пара до определенных минимальных значений. Объясняется это тем, что при снижении давления возрастает теплота парообразования, передающаяся нагреваемой среде при конденсации пара. Например, если при конденсации насыщенного пара давлением 1 МПа выделяется 2018 кДжкг теплоты, то при давлении 0,5 МПа это значение составит 2110 кДжкг (т. е.почти на 5 % больше). Однако понижение давления пара ограничивается гидравлическим сопротивлением паропро-водов и самих потребителей пара. В настоящее время эти гидравлические сопротивления составляют 0,1-0,3 МПа, поэтому для рассматриваемых потребителей используют насыщенный пар давлением 0,5- 0,7 МПа. На теплоходах, где, кроме обычных потребителей насыщенного пара, установлены турбопри-водные механизмы, используется пар двух уровней давления — перегретый давлением до 1,5 МПа (реже до 3 МПа) и насыщенный давлением 0,5 МПа (для понижения давления используют редукционные уст-ройства).