Июнь 17th, 2013
Испарительность топлива представляет собой отношение u = DВ, т. е. численно равна количеству пара, производимого при сжигании 1 кг топлива. Очевидно, что чем больше испарительность топлива, тем совершенней (конструктивно и теплотехнически) данный котел. Для современных главных котлов u = 13 — 14 кгкг (паратоплива), для вспомогательных — несколько ниже.Относительное водосодержание котла определяется как отношение количества воды в парообра-зующих элементах GB, кг, к полной паропроизводительности D, кгч, т. е. ю = GBD, ч. Физический смысл параметра состоит в том, что он показывает, сколько потребуется времени на испарение всей во-ды, содержащейся в котле, если его нагрузка будет соответствовать паропроизводительности DK. При этом следует иметь в виду, что в величину GB входит лишь то количество воды, которое содержится в паросодержащих элементах (трубах, экранных коллекторах, водяном и пароводяном барабанах). В эко-номайзере судового котла вода не доводится до кипения, поэтому ее запас в экономайзере не включает-ся в СВ. Водосодержание, определяющееся в основном геометрическими параметрами котла, характери-зует его аккумулирующую способность и, следовательно, инерционность, от которой зависит уровень сложности автоматики. У современных водотрубных котлов ю = 0,25 — 0,4 ч, иногда 0,5-1 ч; у огне-трубных и огнетрубно-водотрубных котлов ю = 1,5 — 2,5 ч и более.Массогабаритные показатели являются дополнительными характеристиками технического совер-шенства. Наиболее употребительна из них относительная масса котла — отношение массы к паропроиз-водительности котла при номинальной нагрузке. Для современных главных и вспомогательных водо-трубных котлов с естественной циркуляцией относительная масса составляет 2,5 — 4 кг(кгч), а для ути-лизационных котлов 10 кг(кгч). Этот показатель, отнесенный только к металлу, для рассматриваемых агрегатов равен 1,5-3,6 кг(кгч).