Июнь 18th, 2013
Для элементов судовых котлов более опасной является малоцикловая термическая усталость -процесс разрушения металла под действием термических напряжений, обусловленных повторны-ми нагреваниями и охлаждениями с малым числом циклов за весь срок службы. Общая причина термической усталости — свойство материала изменять размеры при изменении температуры.Следует обратить внимание на тепловую хрупкость, которая проявляется в том, что деталь, длительное время работавшая в условиях высоких температур (400 — 500 °С) и охлажденная до комнатной температуры, приобретает высокую хрупкость и может разрушиться даже от незначи-тельных ударных нагрузок. Интересно также, что в нагретом состоянии хрупкость исчезает и де-таль может работать даже при значительных ударных нагрузках. Это особенно полезно помнить при ремонте котлов и избегать ударных нагрузок на те элементы котла, которые обычно работают при высоких температурах.В эксплуатации отдельные детали котла (чаще всего трубы поверхностей нагрева) могут рабо-тать при температуре выше 450 °С. При достаточно длительной работе в этих условиях пластинки цементита в зернах перлита углеродистых и перлитных легированных сталях дробятся на части, которые принимают сферическую форму (процесс сфероидизации). В дальнейшем отдельные час-тицы соединяются (коагулируют) в более крупные и диффундируют к. границам зерен, значитель-но ослабляя сечение. В результате сфероидизации ухудшаются прочностные характеристики и снижается сопротивляемость ползучести. Прочностные характеристики при сфероидизации могут быть частично восстановлены термообработкой — нормализацией с последующим отпуском.