Июнь 18th, 2013
При температуре пара выше 500 °С возможна пароводяная коррозия с образованием оксидной пленки и выделением водорода. Наличие оксидной пленки снижает ско-рость коррозии незначительно, так как диффузия атомов кислорода и металла через пленку про-должается. Интенсивность пароводяной коррозии может быть снижена путем легирования метал-ла хромом, кремнием и алюминием. Применяемые в судовом котлостроении легированные стали отличаются высокой стойкостью против пароводяной коррозии; повреждений труб, вызванных ею, на практике не наблюдается.Газовая коррозия, представляющая собой процесс окисления стали топочными газами, более опасна. При этом также образуется оксидная пленка, препятствующая дальнейшему развитию коррозии, интенсивность которой зависит от скорости диффузии атомов кислорода через слой окислов и качества самой пленки.Рис. 9.5. Повреждения труб при наружной коррозии под слоем отложения золы и сажи.В практике эксплуатации судовых котлов процесс газовой коррозии интенсифицируется при-сутствием в дымовых газах окислов серы, ванадия и др., а также наличием наружных отложений золы. В этом случае коррозия труб, например пароперегревателей, представляет собой сложный физико-химический процесс взаимодействия дымовых газов и наружных отложений золы с ок-сидными пленками и металлом труб.Для высокотемпературных поверхностей нагрева опасна ванадиевая коррозия, которая может протекать только при наличии отложений золы, содержащей соединения ванадия, натрия, калия идр.Наиболее распространена теория, согласно которой интенсивное окисление металла при тем-пературе стенок труб выше 600 °С обусловлено растворением защитной окисной пленки соедине-ниями ванадия, а при более низкой температуре стенки — сульфатами и кислыми сульфатами ще-лочных металлов. Считается, что обязательным условием начала коррозии является размягчение (до полурасплавленного состояния) наружных отложений золы.