Июнь 18th, 2013
Алтай» и др.Исключительно показательным примером подобных повреждений (рис. 9.9) является образование трещины в трубной доске выходного коллектора первой секции основного пароперегревателя главного котла КВГ8080 танкера «.Кузбасс» (ноябрь 1980 г.). Коллектор изготовлен из легированной стали. Причиной нарушения температурного ре-жима металла коллектора явилась форсированная растопка котла. Явными признаками форсированного перегрева металла можно считать локальное увеличение диаметра коллектора и образование продольной трещины без утоне-ния его стенки.Рис. 9.9. Разрыв коллектора пароперегревателя котла КВГ8080при перегреве металла.Однако повреждения из-за „чистого» перегрева металла встречаются не столь часто. Большее число повреждений элементов котлов при повышенных температурах обусловлено термоустало-стными и усталостными разрушениями в виде трещин. Наиболее ярко эти причины повреждений проявляются в вертикальных огнетрубных и огнетрубно-водотрубных котлах, обладающих чрез-мерной жесткостью конструкции. Жесткость конструкции заключается в том, что температурные расширения внутренних элементов (топочных камер, дымогарных и парообразующих труб, свя-зей) сильно затруднены вследствие прочных неподатливых соединений этих элементов с корпуса-ми (бочками) котлов. Действительно, в моменты изменения режима (растопка, остановка, сброс и наброс нагрузки) температурные удлинения внутренних элементов намного больше, чем удли-нение более холодного корпуса. Это вызывает знакопеременные деформации трубных досок, днищ, огневых и форсуночных патрубков, что приводит в конечном счете к усталостным пов-реждениям металла в местах наибольшей концентрации напряжений в угловых сварных соедине-ниях, в районе поперечных сварных швов и креплений (рис. 9.10).