Июнь 18th, 2013
Схема электромеханического взаимодействия во вращающейся машине показана на рис. 4. Обмотка возбуждения изображена в виде одного токового витка, который создает дипольное магнитное поле MF. Ток в обмотке якоря также изображен в виде одного витка, создающего магнитное поле МА. ЭТИ токовыевитки смещены относительно оси вращения на угол 0, определяющий величину крутящего момента; векторы магнитных полей также смещены на угол 0. Магнитное взаимодействие между токовыми витками направлено так, что оно стремитсяРис. 3. Схема ациклической (униполярной) машины постоянного тока.
— статор, постоянный ток, полувиток; 2 — обмотка возбуждения; 3 —щетка; 4—диск; 5—обмотка якоря, постоянный ток, полувиток; 6—щетка.уменьшить угол 0 до нуля. Крутящий момент относительно оси вращения машины пропорционален векторному произведению двух векторов поля.Рис. 4. Схема электромеханического взаимодействия во вращающейся электрической машине.В машине с вращающимся индуктором (обычная синхронная машина переменного тока) оба токовых витка вращаются с синхронной скоростью. Виток индуктора вращается механически, а виток с током якоря — электрически в результате увеличения тока в витке С, опережающем по фазе индуктор, и уменьшения тока в отстающем по фазе витке В\ таким образом, виток с током проворачивается по всей обмотке якоря. Механическое вращение токового витка индуктора соответствует потоку механической энергии вдоль вала машины, электрическое вращение токового вика якоря — потоку электроэнергии через зажимы якоря.