Июнь 18th, 2013
Трубопровод является естественным и весьма эффективным средством передачи и распределения энергии. Вот несколько ориентировочных цифр: 1,5-м трубопровод может переносить от 15 до 20 ГВт в зависимости от давления в трубопроводе и уровня оптимизации с затратами, составляющими 10—20% стоимости перевозки водорода на 1000 км, и с потерями, составляющими 1—2% транспортируемой энергии на 1000 км.Водород может также перевозиться в виде жидкости на грузовиках, по железной дороге и на баржах. Технология, разработанная для постройки больших сферических контейнеров, которые используются в космической программе США [2], пригодна для создания больших морских танкеров, подобных танкерам для сжиженного природного газа. Однако ожижение является термодинамически и технологически дорогой операцией и может быть оправдано, по крайней мере в ближайшем будущем, только в том случае, если на конечной стадии водород используется в виде жидкости, например в качестве топлива для транспорта.В свете недавнего оживления интереса к дирижаблям можно добавить, что, учитывая малую плотность жидкого водорода, составляющую менее Vio плотности воды, перевозка жидкого водорода по воздуху становится вполне логичным предложением. Для подъема груза и преодоления собственного веса дирижаблю было бы достаточно использовать около 10% переносимого груза в виде газа. Такие дирижабли могли бы быть весьма большими: с характерными размерами порядка 1000 м в длину и 250 м в диаметре [3].Б. Хранение водородаХранить водород можно легко и дешево при самых различных объемах и характерных временах использования (релаксации). Очевидно, сам трубопровод является хранилищем с малыми размерами и коротким временем релаксации. Переход в режим хранения производится путем изменения давления в трубопроводе (при этом, однако, давление поддерживается постоянным на уровне, необходимом потребителю). Повышение стой* мости трубопровода с ростом его диаметра невелико, и, если этот диаметр выбран с расчетом на неизбежное со временем увеличение потока, стоимость хранения невысока.