Июль 30th, 2013
Для тяжелонагруженных деталей машин, работающих в условиях циклических изгибных или контактных нагрузок, а также износа применяют стали 18Х2Н4ВА, 38ХНЗМА, 20ХГН2МФ, 38ХНМФА, ЗОХЗМ, 38ХГМ.В настоящее время разработаны новые стали, не содержащие алюминия и позволяющие при повышенных температурах азотирования (550—650 °С) получать слой высокой твердости (HV 850—950). Эти стали легируют ванадием, титаном или цирконием, образующим стойкие нитриды. Для изготовления прецизионных деталей топливной аппаратуры предложена сталь 30ХЗМФ1, после азотирования которой при 560 °С в течение 24 ч образуется слой толщиной 0,45— 0,55 мм с твердостью на поверхности HV 900—950. Слой, полученный на стали 30ХЗМФ1, обладает высокой износостойкостью. Азотированная сталь 30ХЗМФ1 имеет лучшие, чем сталь 30Х2МЮА, механические свойства и более низкий порог-хладноломкости .Легирование стали 30ХЗМФ1 кремнием (0,6—1,0%) повышает ее твердость при 400—500 С на 100 — 150 ед. по Виккерсу.Для тяЖеЛонагруженнЫХ деталей машин, упрочняемых азотированием, применяют сталь 25Х2Н2МФ плн 25ХЗНЗМФ. После закалки и отпуска сталей при 600—620°С С702 — 800 МПа и о„ 120 Джем2. Стали имеют высокую прокаливаемость и низкий порог хладноломкости ( 40СС). Благодаря легированию сталей молибденом и ванадием они устойчивы против отпуска и поэтому мало разупрочняются при повышенных температурах азотирования.Азотирование этих сталей при 550 -570″С позволяет получить твердость на поверхности НУ 750—850 и сократить длительность процесса образования слоя заданной толщины [153].