Июль 30th, 2013
Работа распро-транения трещины невелика, что предопределяет хрупкий излом. Эти стали ясдует использовать для изготовления деталей, работающих в условиях по-нышенного износа, усталости, но не воспринимающих значительные ударные нагрузки.Рис. 30. Зависимость механических свойств слоя на стали 18Х2Н4МЛ {а) и 38ХПМФА (б) от температуры азотирования [П]: сплошные кривые — поверхность; пунктирные — сердцевинаКонструкционные стали подвергают азотированию для повышения их предела выносливости (табл. 40).Сплошное азотирование изделий — надежный метод повышения предела выносливости. Надрезы, царапины, резкие переходы сечений, отверстия, понижающие предел выносливости, после азотирования практически ие оказывают отрицательного действия. Влияние азотирования тем сильнее, чем меньше размеры поперечного сечения и выше конструктивные или технологические концентраторы напряжений. После азотирования предел выносливости коленчатых валов авиационного двигателя из стали 18Х2Н4МА повышается на 25—60%. Основной причиной повышения предела выносливости следует считать создание в азотированном слое благоприятных сжимающих остаточных напряжений, величина которых на поверхности достигает 500—1000 МПа. В переходной зоне возникают растягивающие напряжения, равные 200—300 МПа.Предел выносливости азотированных образцов тем больше, чем выше прочность сердцевины.Максимальное значение предела выносливости достигается при сравнительно небольшой глубине слоя (0,15—0,2 мм).Чем выше температура азотирования, тем ниже предел выносливости. Это связано с разупрочнением сердцевины (рис. 30) и уменьшением остаточных напряжений сжатия.