Июль 30th, 2013
титанпрованных колес после такого периода эксплуатации вообще не обнаружено признаков эксплуатации [92, с. 103].Покрытие из карбида титана имеет существенный недостаток — очень низкую жаростойкость.Отличительные особенности слоя из карбида титана — высокие микротвердость, износостойкость и коррозионная стойкость. По литературным данным, микротвердость карбида титана вследствие большой области его гомогенности ((11—20% С) колеблется в значительных пределах и достигает при стехиометри-ческом составе 31700 МПа. Она существенно выше микротвердости большинства других карбидов металлов, используемых в технике, — карбидов вольфрама, молибдена, ванадия, тантала, хрома, ниобия и немного выше, чем у карбидов циркония и гафния.Микротвердость слоя из карбида титана обычно составляет 30000—38000 МПа, но в отдельных случаях доходит до 40000—45000 МПа. Такая высокая микротвердость слоев из карбида титана, образующихся из газовой среды, объясняется образованием в этих условиях карбида, не только содержащего максимальное количество углерода, близкое к стехиометрическому составу, но и отличающегося мелкозернистостью (20—35 нм) и наличием текстуры роста.Испытания, выполненные на машине трения с возвратно-поступательным движением (образцы размером 10Х 10Х 11 мм) без смазки при нагрузке 2500 Нсм2, показали, что после титанирования износостойкость стали Х12М повышается в 7 раз.Испытания на машине ХБ-4 при удельной нагрузке 95 Нсм2 на карборундовой шкурке КЗ-М-14 при пути трения 30 м показали, что износ титанированных образцов из стали У10 в 7,6 раза меньше, чем закаленных образцов (HRC 62—63) и в 3 раза меньше, чем борированных на глубину 0,18 мм.