Июль 30th, 2013
Так, например, у шестерен мотоцикла, упрочненных низкотемпературным цианированием, при работе в парах с цементированными шестернями долговечность повышается в 2—3 раза. Сопротивление износу образцов, прошедших обработку Tuffriding, возрастает на 70— 75% по сравнению с образцами, не подвергнутыми этой обработке.С повышением содержания азота в слое эффект схватывания при сухом трении меньше, чем у сталей, не подвергнутых ХТО. Углерод карбонитридного слоя оказывает аналогичное влияние [433]. Пока цел на поверхности карбонитрид-ный слой, даже при отсутствии смазки трущихся поверхностей, сваривания и заедания не происходит, т. е. насыщение металла азотом и углеродом препятствуетхолодной сварке деталей. Наличие карбонитридного слоя резко снижает также коэффициент трения металла по металлу, уменьшает схватывание и улучшает прирабатываемость.Склонность металла к схватыванию и задирам при тренин — причина одного из наиболее разрушительных видов изнашивания — молекулярно-механического.На рис. 178 приведены результаты испытаний прочности против задира при сухом трении карбонитридных слоев на армко-железе, сталях 12010 (10), 12050 (45), 14140 (35ХГ) и на чугуне с перлитной основой и пластинчатым графитом [40]. Сопоставляются слои, полученные: нитроцементацией при 660 и 730 °С в газовой атмосфере; цианированием при 730 °С в ванне из поваренной если с 15% NaCN; сульфоцнанированием при 580 °С в ванне с 95% NaCN и 5% Na2S03. При испыта-Рис. 178. Результаты испытаний на машине Амслера стойкости против задира при сухомРис. 178. Результаты испытаний на машине Амслера стойкости против задира при сухом