Июль 30th, 2013
230].Карбохромированные слои на турбинных сталях 15ХМФ, 15ХМФКР, 15Х2М2ФБС, полученные путем цементации в твердом карбюризаторе при 950° С в течение 6 ч на глубину 2 мм и последующего вакуумдиффузионного хромирования при 1100° С и давлении 10 1 Па в течение 10 ч [163, с. 130], испытывали на задирную стойкость. Первые задиры глубиной 2—-3 мкм появились на карбохро-мированных сталях при удельных давлениях 1,6-М,7-10 2 МПа, в то время как максимально допустимое удельное давление на турбинных сталях без обработки составляет 8-10 3 МПа.Карбохромированные слои на сталях ХН35ВТ, 45 и ШХ15 обладают противо-задирными и антифрикционными свойствами при повышенных температурах [80, с. 248]. Рабочими образцами испытательной машины ДС служили диск диаметром 60 мм, вращающийся в горизонтальной плоскости, и сферический (или полусферический) ползун диаметром 8 мм, прижатый к верхнему торцу диска нагрузкой 5,5 Н. Скорость скольжения в контакте образцов была 0,14 смс, удельная нагрузка в начале испытаний 68 000 Нсм2. Диск нагревали спиралью от трансформатора переменного тока мощностью 1 кВт. Испытанию подвергали диск и ползун из стали ХН35ВТ с карбохромированным слоем и без него. Испытания дисков из стали 45 с защитным карбохромированным слоем проводили в контакте с шариками из хромированной стали ШХ6.В результате установлено, что исследованные защитные слои обеспечивают резкое снижение коэффициента трения, особенно при температурах >400°С. Наилучшие результаты по износостойкости при длительных испытаниях (10 ч) при 500° С и пути трения 4,5 км в среде аргона получены на карбохромированной стали 45 после закалки и низкого отпуска.