Август 2nd, 2013
Можно отметить, что результаты, достигнутые с упомянутыми выше марками А и D никкелевой стали Круппа, позволяют надеяться на дальнейшие успехи в этом направлении. В самое последнее время1 той же фирме Крупп удалось получить сорт литого железа, которое названо ею особым литым железом (Sonderflusseisen) и которое сохраняет свою вязкость после холодного формоизменения даже при 20-процентной вытяжке, тогда как _обыкновенное литое железо теряет значительную долю своей [ вязкости уже прй~ 5-продёнтной вытяжке.К сожалению, в нашем «распоряжении не имеется данных о химическом составе этого сорта железа и его стоимости. Во всяком случае ему можно с уверенностью предсказать самое широкое распространение для постройки паровых котлов. Все эти искания показывают, что вопрос о постоянстве технологических свойств железа крупнейшими индустриальными странами в должной мере оценен и поставлен в порядок дня. Поэтому приходится согласиться с проф. Мюнцингером,1 что:1) рассчитанные по установленным законом правилам котлы 4 в действительности не имеют того запаса прочности, на который они рассчитаны;2) при проектировании котлов на наивысшее давление (свыше 30 атм.), вероятно, неправильно рассчитывать толщину стенок с одним и тем же коэффициентом прочности для разнообразных температурных условий, в которых придется работать металлу котла;3) необходимо, вероятно, вообще применять иные методы расчета и изменить воззрения на выбор материала и на определение толщины стенок котлов.Явление усталости металла. В отношении мостов и др. сооружений, подвергающихся большим нагрузкам как статическим, так и, в особенности, динамическим, приходится остановиться еще на одном явлении, уменьшающем запас прочности изделия, а именно, на так называемой усталости материала. Усталость материала проявляется в том, что совершенно неожиданно и иногда после продолжительной, исчисляемой несколькими десятилетиями работы, материал ломается или разрывается, причем его напряжение при этом не достигает не только предела прочности, но даже и предела упругости; в особенности* часто явление это наблюдается в сооружениях и изделиях, подверженных переменной по величине и, в особенности, по направлению нагрузке и ударам. С усталостью материала не следует смешивать изломов (трещин), появляющихся иногда при спокойном лежании на складе или при самом незначительном воздействии на материал, вследствие внутренних напряжений (англ. season cracks; нем. Zeitriss), хотя явления здесь очень похожи на явления, сопровождающие усталость, и хотя трещины эти могут появиться как следствие внутренних напряжений, возникших, например, под влиянием температурных условий. Рис. 37 представляет собой фотографический снимок с листа железа, давшего сквозную трещину при первых ударах ручного зубила.