Август 11th, 2013
.Второй путь заключается в использовании легирующих элементов из шихты (остаточных элементов), главным образом хрома, никеля и молибдена, которые, присутствуя в стали одновременно, значительно повышают ее прокаливаемость. При этом дополнительное введение легирующих элементов из ферросплавов может оказаться либо вовсе ненужным, либо незначительным *.Этот принцип наиболее полно реализован в упомянутых выше американских сталях серии NE, а в настоящее время (см. табл. 39) серии TS. Работы по созданию малолегированных конструкционных сталей на основе использования никеля и молибдена из шихты проводились во время войны и в Советском Союзе. Один из заводов применял подобную сталь даже для ответственных поковок. Созданная по этому же принципу сталь с 0,35—0,42% С, 0,6—0,9% Мп, 0,17—0,37% Si, 0,6—0,9% Сг, 0,4—0,8% Ni была предложена позднее [353], а близкая к ней по составу сталь 38ХГН (табл. 42) применяется и в настоящее время. Основной недостаток этих сталей заключается в необходимости сортировать скрап, что значительно усложняет производство.1 Принципиально использование легирующих элементов из шихты, разумеется, целесообразно и в высоколегированных конструкционных сталях.Наиболее широкое развитие получил третий путь, Заключающийся в применении так называемых малых добавок или интенсификаторов. Среди них наиболее интересна присадка нескольких тысячных процента бора, сильно повышающего прокаливаемость (см. стр. 165) стали, содержащей ло 0,4—0,5% С. Во время второй мировой войны легированные бором конструкционные стали получили значительное развитие вНаиболее широкое развитие получил третий путь, Заключающийся в применении так называемых малых добавок или интенсификаторов. Среди них наиболее интересна присадка нескольких тысячных процента бора, сильно повышающего прокаливаемость (см. стр. 165) стали, содержащей ло 0,4—0,5% С. Во время второй мировой войны легированные бором конструкционные стали получили значительное развитие в