Август 11th, 2013
1 О предлагаемом более надежном методе экстраполяции см. И. А. О д и н г и В. С. Иванова. Сб. Института металлургии АН СССР «Исследования по жаропрочным сплавам», Изд. АН СССР, стр. 52, 1956.Первичная кривая ползучести, изображающая увеличение остаточной деформации с течением времени при постоянных значениях напряжения и температуры, показана схематически на рис. 303. Отсюда определяется скорость ползучести v на прямолинейном участке кривой be. Скорость vc увеличивается с повышением температуры испытания и напряжения. Во многих случаях важна суммарная деформация образца в течение заданного промежутка времени. Построив такие экспериментальные кривые при постоянной температуре и разных значениях напряжения. определяют предел ползучести, который количественно хаоактеризует сопротивление стали ползучести при данной температуре. При этом теоретический или физический предел ползучести, представляющий собою максимальное напряжение, при котором скорость ползучести оавна нулю, определяется очень редко. Обычно сопротивление стали ползучести характеризуют условным пределом ползучести, в качествекоторого принимают напряжение, вызывающее либо заданную скорость ползучести vc на прямолинейном участке кривой рис. 303 (ас) , либо заданную суммарную деформацию в течение определенного времени (ае). По кривой рис. 303 можно определить также удлинение, соответствующее точке перегиба с.Часто строят комбинированные диаграммы для длительной прочности и ползучести. Пример подобной диаграммы в логарифмических координатах приведен на рис. 304 для хро-моникельмолибденовой стали. Верхняя прямая представляет собою зависимость напряжения от времени до разрыва. В нижней части рис. 304 построены кривые ползучести при разных нагрузках. Из этих кривых взяты значения времени, в течение которого достигается суммарная ползучесть в 1 % при 480°; зависимость этого времени от напряжения дает вторую сверху диаграмму (также прямую линию). Наконец, крайние точки кривых ползучести показывают значения удлинения при разрыве, уменьшающегося с увеличением длительности действия нагрузки.