Август 11th, 2013
В этом случае улучшается также поверхность слитков и заготовок, что весьма важно для сталей, легированных титаном, типа Х18Н9Т. Редкоземельные металлы или смеси их окислов вводятся в ковш после окончательного раскисления стали. Оптимальное количество их колеблется в пределах от 0,9 до 2—2,5 кгт металла и устанавливается опытным путем, так как зависит от состава стали. В частности, по некоторым данным это количество уменьшается с увеличением содержания в стали никеля. Природа влияния редкоземельных элементов еще не установлена, но практический эффект весьма значителен и дает возможность увеличить в 4—5 раз вес слитка, а также повысить выход годного при горячей обработке давлением. У некоторых сталей, например 25-20, они расширяют интервал ковочных температур, что уменьшает опасность перегрева.Сообщается также [862] о возможностях повышения жаропрочности аустенитных сталей за счет прямого и косвенного влияния редкоземельных элементов. Так, у стали типа 25-20 введение мишметалла в количестве около 2 кгт повысило 100-часовой предел длительной прочности при 650° на 25%. В качестве примера косвенного использования редкоземельных элементов приводится хромоникелевая клапанная сталь типа 21-12. Эта сталь является в настоящее время для данного применения лучшей, но для некоторых двигателей с высокой степенью сжатия и ее жаропрочность недостаточна. Легирование этой стали азотом повышает ее 500-часовой предел длительной прочности при 735° с 8 до 9 кгмм2 при одновременном увеличении на 25—30% характеристик пластичности при разрушении, но сильно ухудшает ее деформируемость.