Сентябрь 9th, 2013
Конструктивный тип судна характеризуют количество и расположение переборок, наличие второго дна, количество палуб и платформ, высота надводного борта и соответствующая прочность корпуса. Последнее обусловлено районом плавания и родом перевозимого груза. Ниже рассматриваются два основных конструктивных типа судов.Судно с минимальным надводным борт-ом (рис. 20,а). Каждое судно для обеспечения безопасности его плавания должно иметь определенный запас плавучести, т. е. непроницаемый надводный объем корпуса. Стремление эксплуатировать судно с большей нагрузкой приводит к наличию обязательного минимального запаса плавучести, величина которого лучше всего характеризуется минимальным надводным бортом— отсюда и название конструктивного типа судна. Данные суда предназначены для перевозки тяжелых грузов, занимающих малый объем, например руды. Прочность корпуса этих судов высока, так как ему приходится выдерживать большое гидростатическое давление воды, которое обусловлено большой осадкой. Кроме того, в силу неравномерности распределения нагрузки по длине судно начинает изгибаться, и, чтобы оно не переломилось, набор корпуса приходится делать более полным по толщине. Поэтому эти суда еще называют полнонаборными.Судно с избыточным надводным бортом (рис. 20,6). Это судно предназначено для перевозки легких грузов, занимающих большой объем. Из-за легких грузов, например хлопка, судно будет иметь малую осадку. Вследствие уменьшения усилий, действующих на корпус, можно уменьшить толщину набора и построитьсудно более легкое, что дает определенную экономическую выгоду.