Сентябрь 9th, 2013
в районе действия максимального изгибающего момента. Нормальные напряжения в связях рассчитывают по формулегде Мст — максимальный суммарный статический момент, действующий в данном поперечном сечении корпуса; z — отстояние ЦТ площади поперечного сечения рассчитываемой связи от нейтральной плоскости (рис. 28, а)\ I—момент инерции площади расчетного поперечного сечения корпуса. Распределение нормальных напряжений в поперечном сечении корпуса показано на рис. 28, б. Из этого рисунка и формулы (1) видно, что максимальные напряжения при изгибе корпуса будут возникать в связях, наиболее удаленных от нейтральной плоскости (НП), т. е. в палубе и днище судна. Полученные расчетные нормальные напряжения не должны превышать допускаемые, рекомендуемые Регистром СССР. Так, у сухогрузных судов для палубы н днища [а]0,5ат, где ат — предел текучести стали, из которой построен корпус. Таким образом, предусмотрен 50%-ный запас прочности на различные неучтенные при расчетах факторы.Рассматривая продольный изгиб корпуса, следует обратить внимание на потерю устойчивости листами (пластинами) настила палубы и обшивки днища при действии на них сжимающих усилий. Потеря устойчивости может наступить гораздо раньше появления напряжений, равных пределу текучести. Устойчивость пластин можно обеспечить двумя способами — увеличением их толщины или установкой ребер жесткости, расположенных вдоль действия сжимающих усилий, т. е. вдоль судна. Последнее экономически выгоднее, так как меньше утяжеляет корпус. Вышеизложенное показывает, что без утвержденной технической документации нельзя производить работы по корпусу, связанные с устройством вырезов в палубе или днище, перерезать продольные балки набора или делать в них большие отверстия.