Сентябрь 9th, 2013
Система набора днища с часто расставленными облегченными стрингерами применялась раньше на русских военных кораблях и получила название русской системы набора§ 13. КОНСТРУКЦИЯ БОРТАБорт судна состоит из бортовых перекрытий, которые представляют собой участки борта, заключенные между поперечными переборками, палубой и днищем. На бортовые перекрытия действуют гидростатическое давление воды, усилия от общего продольного изгиба, удары волн, удары при швартовках, ледовые нагрузки, давление груза, лежащего на палубе. В зависимости от условий эксплуатации, размеров и назначения судна бортовые перекрытия могут набираться по поперечной, продольной, клетчатой и комбинированной системам набора.Бортовое перекрытие, набранное по поперечной системе набора (рис. 39). Данная система набора применяется на сухогрузных судах, ледоколах и низкобортных танкерах. Бортовая обшивка поддерживается обыкновенными шпангоутами. При наличии нескольких палуб различают трюмные и твиндечные шпангоуты. Для увеличения местной прочности бортовые перекрытия могут быть усилены рамными шпангоутами и бортовыми стрингерами. Такие усиления чаще необходимы в МО и носовой части судна. Рамные шпангоуты ставят через четыре шпации; количество бортовых стрингеров колеблется от одного до трех, что зависит от высоты борта. Рамные шпангоуты ставят в плоскости рамных бимсов и сплошных или водонспрони цаемых флоров, а бортовые стрингеры устанавливают в плоскости мощных горизонтальных ребер жесткости переборок — шельфов. Таким образом, рамный набор образует мощные рамы, расположенные в поперечно-вертикальных и продольно-горизонтальных плоскостях. В трюмах сухогрузных судов применяют так называемую монотонную систему набора бортовых перекрытий. В этом случае высоту стенок всех трюмных шпангоутов делают одинаковой, что обеспечивает удобство укладки грузов, а в некоторых случаях и увеличение грузовместимости трюмов. У судов ледового плавания между основными шпангоутами устанавливают промежуточные шпангоуты, что увеличивает местную прочность перекрытия. В носовой и кормовой частях судна могут устанавливаться поворотные шпангоуты. Стенки их профиля располагаются перпендикулярно к обшивке, что также увеличивает местную прочность, но несколько усложняется технология постройки. Крупнотоннажные коитейиеровозы п нсфтерудовозы имеют, как правило, двойной борт. Внутренний борт ставится вертикально и в совокупности с переборками образует трюм, имеющий форму параллелепипеда. Это улучшает условия погрузки и перевозки контейнеров и других грузов, повышает безопасность плавания, создает бортовые емкости для жидких судовых запасов и балласта. Наружный борт при этом может иметь в поперечном сечении развал, что улучшает поперечную остойчивость судна. Между наружным и внутренним бортами вместо рамных шпангоутов и бортовых стрингеров на всю ширину межбортного пространства устанавливают вертикально-поперечные н горизонтально-продольные диафрагмы. В межбортном пространстве под главной палубой с какого-либо борта, по всей длине судна устанавливают коридор для прохода люден вдоль судна и прокладки инженерных сетей (трубопроводов, электрокабсля и т. п.