Сентябрь 9th, 2013
Элементы шлюпочного устройства. Шлюпки (рис. 103) по назначению делятся на спасательные, рабочие и специальные.4 Спасательные шлюпки служат только для спасения людей. Они обладают хорошими мореходными качествами и способны оставаться на плаву даже после заливания их водой. Такая плавучесть обеспечивается воздушными ящиками. Рабочие шлюпки используют для выполнения различных работ по судну и сообщения с берегом и другими судами. \ К специальным шлюпкам относятся грузовые, буксирные, водолазные, зверобойные и промерные (последние для выполнения гидрографических работ). \ По материалу постройки различают деревянные шлюпки (сложны в изготовлении и требуют тщательного ухода на судне), стальные шлюпки (рабочие и специальные шлюпки), шлюпки из легких сплавов (большинство современных спасательных шлюпок).» Металлические шлюпки просты в изготовлении и не требуют специального ухода при хранении их на судне. Для защиты людей от высокой температуры и дыма при горении разливающихся по морю нефтепродуктов (при аварии на танкере) металлические спасательные шлюпки танкеров выполняют герметически закрытыми с тепловой изоляцией. В последнее время на судах стали устанавливать пластмассовые шлюпки. Они отличаются легкостью, прочностью и долговечностью. Шлюпки из термостойкой пластмассы применяют и на танкерах. Ведутся также опыты по применению на танкерах подводных шлюпок, которые, погружаясь на небольшую глубину, могли бы пройти под водой зону горящих нефтепродуктов.
По роду движителя спасательные шлюпки — винтовые (с качалками или с двигателем). Спасательные шлюпки несут на борту весь комплект снабжения, регламентируемый Правилами Регистра СССР. Максимальная вместимость одной спасательной шлюпки составляет 150 человек при максимальной массе 20,3 т. На носовой части каждой спасательной шлюпки с обоих бортов наносят главные размерения, пассажировместимость, название судна и порт приписки.