Сентябрь 9th, 2013
Из формулы (41) видно, что главную роль в увеличении момента инерции играет ширина цистерны.Особое значение данный вопрос имеет для танкеров, перевозящих жидкие наливные грузы. Чтобы уменьшить поправки к метацентрической высоте, следует уменьшать размеры свободной поверхности, причем больший эффект дает уменьшение ширины танка, для чего в танках устанавливают продольные переборки. На рис. 147, б показан танк шириной Ь (вверху) и тот же танк с продольной переборкой в ДП, которая разделила танк на две части шириной по 0,5 Ь каждая. Для первого танка момент инерции свободной поверхностиВидно, что суммарный момент инерции во втором случае в четыре раза меньше, чем в первом, следовательно, и поправка к метацентрической высоте будет также меньше в четыре раза, т. е. остойчивость судна будет лучше.При перевозке сыпучих грузов в основном наблюдается та же картина, что и при наличии жидких грузов, хотя и с некоторыми характерными особенностями.При наклонении судна, имеющего в трюме свободную поверхность сыпучего груза, в начале наклонения груз не перемещается. Только когда угол крена превышает угол естественного откоса \ начинается пересыпание груза. Таким образом, если углы крена меньше угла естественного откоса груза, то и сыпучий груз не оказывает влияния на остойчивость судна. Но пересыпавшийся на борт груз при выпрямлении судна не вернется в прежнее положение, а, оставшись у борта, создаст остаточный крен, что при повторных кренящих моментах (например, шквалах) может привести к потере остойчивости и опрокидыванию судна.