Сентябрь 9th, 2013
В гл. XI рассматривалась начальная поперечная остойчивость, одним из условий которой являлась величина поперечных наклонений не больше 10—15°. Рассмотрим теперь наклонения на больших углах крена.§ 59. СТАТИЧЕСКАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬПри поперечных наклонениях судна на угол больше 10—15° уже нельзя пользоваться метацентрической формулой поперечной остойчивости, приведенной в § 48. Дело в том, что допущения, принятые при изучении начальной остойчивости, становятся неприменимыми, так как при больших углах крена центр тяжести площади наклонной ватерлинии смещается с ДП; центр величины перемещается не по дуге окружности, а по кривой переменной кривизны, а метацентрический радиус изменяет свою величину. Следовательно, необходим новый критерий поперечной остойчивости, позволяющий количественно и качественно оценить остойчивость судна, которым уже не может быть поперечная метацентрическая высота.На рис. 151 видно, что при наклонении судна статически действующим (постепенно возрастающим) кренящим моментом Мкр на угол 9 возникает пара сил PHD, которая создает восстанавливающий момент Мв. Этот восстанавливающий момент и является абсолютным количественным измерителем остойчивости судна при данном водоизмещении судна D и данном угле крена 9. Относительным же измерителем остойчивости судна является плечо восстанавливающего мо- чом статической остойчивости. Состояние равновесия судна наступит при равенстве восстанавливающего и кренящего моментов MB=MKV. Восстанавливающий момент равен Mh = DGK = DlCT. Чаще всего для решения вопросов остойчивости на больших углах крена используется диаграмма статической остойчивости (рис. 152), представляющая собой график, выражающий зависимость плеч остойчивости ст от угла крена.