Сентябрь 9th, 2013
Через полученную точку и начало координат проводим наклонную линию. Проекция точки пересечения этой наклонной с кривой на ось абсцисс покажет угол крена 8ь соответствующий моменту Mi. На рис. 153 01 = 23°.Очевидно, что при увеличении значения момента будет увеличиваться угол наклона линии, идущий через начало координат. Наибольшее значение момента, который сможет выдержать судно Мах (т. е. минимальный опрокидывающий момент), и угол крена, соответствующий этому моменту Оах» можно будет определить тогда, когда наклонная станет касательной к кривой. На нашем рисунке 51* = 450 тс-м, a Q**ax =47°.Зная угол крена, по диаграмме динамической остойчивости можно также определить динамический момент, наклонивший судно на этот угол.Задачи динамической остойчивости можно решать, используя диаграмму статической остойчивости. Делается это следующим образом (рис. 154).Пусть на судно действует кренящий момент Mi, график которого выражается линией АС. Если этот момент приложен статически, то ему будет соответствовать статический угол крена 0ст. Если же момент Mi будет действовать внезапно (динамически), то, очевидно, судно получит больший угол крена. При углах крена меньше 0СТ кренящий момент будет больше восстанавливающего и судно будет крениться с нарастающей угловой скоростью. При углах крена больше 0СТ кренящий момент меньше восстанавливающего, наклонение судна замедляется и при каком-то угле 0ДН наступает состояние динамического равновесия.Как нам известно, условием такого равновесия является равенство работ кренящего и восстанавливающего моментов. Работа кренящего момента на рис. 154 изображена площадью прямоугольника OAFK, а работа восстанавливающего момента — площадью диаграммы ОВЕК. При этом площадь OBFK является общей, следовательно, чтобы получить равенство работ, можно ограничиться сравнением избыточной работы кренящего момента (площадь ОЛВ) и избыточной работы восстанавливающего момента (площадь BFE). Эти площади заштрихованы частой штриховкой.