Сентябрь 9th, 2013
Сопротивление трения зависит от скорости судна, величины его смоченной поверхности и шероховатости этой поверхности.Сопротивление трения можно определить по формулегде RTV в килограмм-силах; gTp — коэффициент трения, определяемый расчетом или по таблице; ?ш — коэффициент шероховатости, учитывающий состояние поверхности корпуса; Q — величина смоченной поверхности корпуса, м2; р — массовая плотность воды, кг«с2м~4; v — скорость судна, мс.Массовая плотность пресной воды р=102 кг«с2м-4, соленой р= 104 кг« с2м~4.Для приближенного определения смоченной поверхности можно рекомендовать формулу, предложенную В. А. Семекой,где Q в квадратных метрах; L, В, Т — главные размерения судна, м; 6 — коэффициент полноты водоизмещения.Сопротивление формы возникает вследствие влияния вязкости воды на распределение давлений по поверхности судна. Известно, например, что по мере приближения к корме давление воды уменьшается. Вместе с увеличением скорости движения частиц это приводит к образованию завихрений. Вихри образуются также и при обтекании бугорков на шероховатой поверхности корпуса и выступающих частей корпуса (руль, скуловые кили, кронштейны гребных валов и др.).На образование вихрей затрачивается часть энергии главных двигателей судна. Поэтому иногда эту составляющую сопротивления воды называют вихревым сопротивлением.Сопротивление формы зависит от скорости судна, формы его корпуса (за тупыми обводами возникают большие вихревые зоны, чем за острыми, плавными) и наличия формы выступающих частей.