Сентябрь 9th, 2013
Оно может быть оценено по формулегде Яф в килограмм-силах; ?ф— коэффициент сопротивления формы.При движении судна давление воды в носу больше, чем в корме, и поверхность воды, проходя вдоль судна, поднимается или опускается — образуются волны. На волнообразование также расходуется часть энергии, вырабатываемой главными двигателями судна. Его можно рассматривать как одну из составляющих сопротивления воды. Эту составляющую называют волновым сопротивлением, и ее можно определить по формулегде Явопн в килограмм-силах; ?Воли— коэффициент волнового сопротивления.Волновое сопротивление зависит от скорости судна, формы его корпуса и глубины и ширины фарватера (на мелководье и в узких каналах волнообразование значительно увеличивается, что приводит к росту волнового сопротивления).Полное сопротивление воды движению суднаВ то время как сопротивление трения можно сравнительно точно определить расчетом, остальные две составляющие определить весьма трудно из-за отсутствия достаточно надежных расчетных методов по вычислению коэффициентов ф и Волн. Поэтому обычно их определяют путем проведения модельных испытаний, причем волновое сопротивление и сопротивление формы представляют в виде суммы, называемой остаточным сопротивлением R0. Тогда полное сопротивление воды движению судна равно#в = Дтр + #0. (62)Быстроходные суда, которые частично или полностью выходят из воды (суда на подводных крыльях, глиссеры, суда на воздушной подушке) и скорость которых достигает 50 уз и более, испытывают значительное сопротивление воздуха, особенно увеличивающееся при встречном ветре.