Сентябрь 9th, 2013
Величину этого момента определяют формулойСила Q, действующая перпендикулярно к диаметральной плоскости, вызывает дрейф и, крен судна, а сила R уменьшает его скорость. Таким образом, при перекладке руля на угол a судно начинает поворачиваться, уменьшает скорость и приобретает дрейф и крен в сторону, противоположную повороту.Величину равнодействующей гидродинамических сил, приложенных к рулю, можно вычислить по приближенной формуле Жосселягде F — площадь пера руля, м2; v — скорость судна, уз; k — коэффициент, принимаемый для одновинтовых судов равным 10,6, а для двухвинтовых 5,95 (эти значения коэффициента справедливы для скоростей 8—12 уз). При скоростях судна 20 уз г = 5,5-н6,6.Плечо а можно приближенно определить по формуле а = = (0,2 + 0,3sina)e, где в — ширина пера руля (средняя), м.У обтекаемых рулей центр давления смещается от геометрического местоположения в сторону оси вращения, гидродинамическая сила у них значительно больше. Обтекаемые рули рассчитывают по специальным графикам и формулам.Оптимальным углом перекладки является угол от 30 до 35°. Наибольшие значения Мир получаются при углах перекладки руля ~35°. При перекладке руля на угол более 35* эффективность действия руля резко снижается; кроме того, возрастает составляющая R и снижается скорость судна. Поэтому рулевое устройство судна снабжают ограничителями, не позволяющими перекладывать руль на угол больше 35°.Момент па баллере, который необходимо создать для перекладки руля, определяют по формулеПодставив значения ; и а, получимПодставив значения ; и а, получим