Сентябрь 9th, 2013
длиной волны % — расстоянием между двумя соседними гребнями или подошвами;высотой волны hB — расстоянием по вертикали между подошвой и гребнем;углом волнового склона ав, т. е. углом между горизонталью и касательной к склону волны; наибольший угол волнового склона, называемый амплитудой склона волны, составляет а = = 9-т-12° и может быть определен (в радианах) по формулеЗарегистрированы океанские ветровые волны, имеющие Х = = 700—800 м и hB= 1520 м.Рассмотрим амплитуду бортовой качки судна на правильном волнении Этах- В тео-рии корабля доказывается, что наибольший угол крена от Рис. 162. Элементы волны.Отношение 0maxamax называется относительной амплитудой. Из уравнения (82) видно, что амплитуда бортовой качки возрастает на крутой волне, т. е. при увеличении угла волнового склона. Основное же влияние амплитуды бортовой качки оказывает отношение 7Ут.Проанализировав уравнение, можно выделить три основных наиболее характерных случая:1. Отношение 7Ут очень мало, т. е. 7Ут-0, период собственных колебаний судна значительно меньше периода волны. Это возможно при очень большой метацентрической высоте или очень большой длине волны. Из выражения (82) следует, что 0maxamax~l или Gmax«amax, т. е. палуба судна парал-лельна поверхности волны и судно следует за волной; при этом его диаметральная плоскость стремится оставаться перпендикулярной к склону волны. Амплитуда качки здесь невелика, и судно не зарывается в воду.2. Отношение Тог велико, т. е. Гпт-оо, и период собственных колебаний судна значительно больше периода волны. Это возможно при очень малой метацентрической высоте или малой длине волны. Из выражения (82) следует, что Ошахатах—О, а это возможно лишь тогда, когда 9тах-*0, т. е.