Ноябрь 28th, 2014
Сведения о существовании крепостных сооружений у многих других народов Сибири стали приносить уже первые русские землепроходцы. Так, например, постоянная вражда между родовыми племенами, сопровождавшаяся грабежом скота и уводом пленных, побуждала якутов строить укрепления для защиты своих владений. В. В. Антропова, изучавшая вопросы военной организации и военного дела у северо-восточных народов Сибири, отмечала два основных типа таких укреплений, в зависимости от образа жизни и способа ведения хозяйства — укрепления оседлых и укрепления кочевников-олене- водов. Наибольшее распространение имели укрепления постоянного типа, представлявшие собой «обычные селения или отдельные жилища, в целях защиты обнесенные земляным или каменным валом, деревянным частоколом, иногда же всеми этими защитными средствами вместе».
В XVII веке многие якутские князцы, не желая платить ясак русскому царю, стали укрепляться. Так, например, посланный из Ленского острога в 1633 году к князцу Оспеку отряд казаков натолкнулся на сильное сопротивление якутов: «Якутские люди из многих улусов Дубсунской волости збежалися в один улус и поделали острожки и сели в острожках и служилые люди к тем острожкам пришли к дубсунцам призывати под государьскую высокую руку, чтоб те якутские люди великому государю были послушны и ясак бы с себя давали. И оне, якуцкие люди, почали по служилых людех стреляти и учали служилые люди к острожкам приступати и божиею милостию и государьским счастием один острожек взяли и убили в том острожке лутчих людей 20 человек и иные острожки взятьем взять не могли, зажгли со всеми якутскими людьми, видя их тебе, великому государю, непокоренье…». Нужен стол — столы обеденные раздвижные раскладные тут.
По конструктивному устройству якутские острожки представляли собой разнообразные типы срубных построек, специфику возведения которых якуты, отличавшиеся склонностью к плотничьему ремеслу, во многом заимствовали от русских. Один из участников Второй Камчатской экспедиции Яков Линденау, изучавший народы Сибири, отмечал, что, кроме жилых срубных построек русского типа «имеются у якутов еще амбары… Сделаны они из бревен четырехугольной формы, как их зимнее жилище, а в стенах имеются бойницы… Издавна, как частично и теперь, использовали якуты эти амбары для защиты от воров и грабителей». Сибирский абориген в минуту опасности становился воином-защитником. Не случайно оборонные амбары среди якутов носили название «дом воинов» или «дом с бойницами». Впрочем, история показывает нам, что без продуманной самообороны трудно было выжить многим народам.