Ноябрь 28th, 2014
Так, например, Владимир Атласов, совершивший поход на Камчатку в конце XVII века, сообщал в своей первой «скаске» об укреплениях у камчадалов: «а остроги де они делают для того, что меж собою у них бывают бои и драки, род с родом почасту… А ружье у них — луки усовые китовые, стрелы каменные и костяные, а железа у них не родитца».
Вместе с тем, по данным Г. Ф. Миллера, «когда после строительства города Енисейска были получены первые достоверные сведения об обстоятельствах нынешнего Красноярского уезда, там уже не было никаких народов, которые бы жили в городах». Однако летописи сообщают, например, о Марковом городище, располагавшемся в районе основания Енисейска. Здесь к приходу русских, по летописным сведениям, жили кеты-кузнецы, а по свидетельству Н. Г. Спафария, в нем «живали тунгусы». В расспросных речах упоминается Калников городок на реке Белый Июс. Возможно, что так назывался центральный Белый каменный город кыргызов, находившийся тоже на реке Белый Июс. Л. Р. Кызласов считает, что это была резиден ция «Больших киргизов», то есть столица Хакасии
XVII века. Город использовался только в во енное время и как место представительских встреч кыргызских князей. Вероятно, этот же «городок каменной» отмечен между реками И юсами Черным и Белым на чертеже сибирских земель, составленном С.У. Ремезовым. На этом же чертеже указан в верховьях Енисея другой «городок каменной старой, две стены целы, а две развалились, а которого города — того не знаем».
Художником экспедиции И. В. Люрсениусом был выполнен план укрепления, а сам Г. Ф. Миллер осмотрел места расположения других древних укреплений около реки Аргуни и описал их. Хотите быть красивым, тогда вам в мужской салон.
«Возвратившись по осмотре этих древних остатков в г. Цурухайту, я узнал от живущих в верховьях Аргуни тунгусов, что несколько таких древних укреплений находятся между городом Цурухайту и верховьями Аргуни. Так как я уже прежде, для исследований географических и исторических, решился предпринять путешествие до крайних пределов Российского государства, то последнее известие придало мне немало силы и желания осуществить мое намерение. Мне удалось увидеть на этом пути целые четыре укрепления, хотя и не одинаковые с первым, но все-таки уже потому небезынтересные, что описания их могут послужить к общей пользе.