Ноябрь 28th, 2014
В более чем вековой истории изучения развалин Кондуйского городка было немало и открытий, и недоразумений. Так, в 1867 году инженер А. Пав- луцкий назвал развалины дворца остатками кумирни, гранитные изваяния драконов принял за идолов, а базы колонн — за постаменты для этих идолов. Через двадцать с небольшим лет, в 1889 году, эту версию подтвердил А. К. Кузнецов. Правда, он внес некоторые коррективы в «открытие» своего предшественника, приняв гранитные базы колонн не за постаменты для идолов, а в качестве «седалищ для лам».
Трудно сказать, чем руководствовались оба исследователя, но можно предположить, что свои выводы они сделали на основании увиденного храма. В построенной в 1806 году Кондуйской церкви, по всему ее периметру, в стены были вмурованы в качестве строительного материала 64 изваяния, но расположили их не горизонтально, как было во дворце, а вертикально, причем тыльной стороной наружу. Таким образом, морды драконов оказались в толще стен, а рельеф их затылков, как ни странно, стал чем- то напоминать человекоподобные фигурки. В результате многократных побелок стен церкви четкость рельефных очертаний постепенно исчезала, а сходство с фигурками становилось все отчетливее. Поиграть вы всегда сможете тут http://x-casino.org/ru/slotyi/big-bad-wolf.html.
Это недоразумение было снято после проведения археологических раскопок, которые проводились в 1957-1958 годах под руководством С. В. Киселёва. Раскопками целиком был исследован главный кондуйский холм, в результате чего составлен подробный план остатков дворцового комплекса. Особую ценность в этом плане представляет средняя часть комплекса, где выявлены и зафиксированы сохранившиеся на своих прежних местах гранитные базы колонн. К сожалению, несколько десятков таких же оснований с южной и северной сторон дворца были вывезены для строительства кондуйской Богородицкой церкви, на ремонт Цугольского дацана и строительные нужды кондуйских жителей. Однако, несмотря на столь существенные утраты, раскопки помогли выяснить конфигурацию всего комплекса и его дворца. Это удалось сделать благодаря сохранившимся подпорным стенкам, располагавшимся по периметру двух террас, на которых и располагались павильоны дворца.