Сентябрь 9th, 2013
Существуют различные классификации видов механического износа, однако наиболее отвечающей сущности явлений, происходящих при работе взаимодействующих деталей машин, является классификация, предложенная Б. И. Костсцким. Согласно этой классификации различают следующие виды износа: износ схватыванием I рода; окислительный износ; износ схватыванием II рода или тепловой износ; абразивный износ; основидный износ.Износ схватыванием I рода (холодный задир) возникает при трении скольжения, малой скорости относительного движения (для контактирующих стальных деталей до 1 мс), больших удельных давлениях, превышающих предай текучести на участках контактов, отсутствии смазкн или защитной оксидной пленки и низкой температуре поверхностных слоев (до 100°С).Большинство узлов трения скольжения, применяемых в металлургическом оборудовании, состоит из деталей, имеющих разную твердость (сталь—бронза, сталь—чугун, сталь—текстолит и т.д.). Рассмотрим механизм разрушения поверхностей при схватывании I рода для таких УШО (рнс. XIV.2).В начальный момент относительного скольжения деталей со скоростью v под действием нормальной нагрузки микронеровности мягкого металла пластически деформируются на микроскопических пятнах контакта с твердым металлом и обтекают мнкроперовпости твердого металла, образуя пластические области А (рис. XIV.2, а). Вследствие больших удельных давлений на отдельных микронеровностях образуется контакт с прочной адгезионной (молекулярной) связью. Если такая связь достаточно прочная, обтекание мягким материалом прекращается и перед мнкронеровпостямн, связанными адгезионной связью, образуется зона заторможенного (налипшего) металла (рис. XIV.2, б). При дальнейшем относительном движении заторможенный мягкий металл Б заполняет пространство между микронеровностями, что приводит к увеличению площади отдельных пятен касания, причем в зоне контакта мягкий металл будет более прочным, чем лежащие ниже слои, за счет поверхностного упрочнения (наклепа). При последующем относительном движении пластическая деформация возникает на некоторой глубине от зоны контакта в еще неупрочпенных слоях мягкого металла. В результате увеличивается глубина застойной зоны упрочненного мягкого металла, который движется как одно целое с твердым металлом (рис. XIV, 3, о). Так как глубина слоя заторможенного упрочненного металла велика, за зоной контакта возникают растягивающие напряжения, что приводит к появлению трещины и выкалыванию или выдиранию мягкого упрочненного металла застойной зоны.