Сентябрь 9th, 2013
![Существуют различные классификации видов механического](http://biochemical.com.ua/img/11.JPG)
Существуют различные классификации видов механического износа, однако наиболее отвечающей сущности явлений, происходящих при работе взаимодействующих деталей машин, является классификация, предложенная Б. И. Костсцким. Согласно этой классификации различают следующие виды износа: износ схватыванием I рода; окислительный износ; износ схватыванием II рода или тепловой износ; абразивный износ; основидный износ.Износ схватыванием I рода (холодный задир) возникает при трении скольжения, малой скорости относительного движения (для контактирующих стальных деталей до 1 мс), больших удельных давлениях, превышающих предай текучести на участках контактов, отсутствии смазкн или защитной оксидной пленки и низкой температуре поверхностных слоев (до 100°С).Большинство узлов трения скольжения, применяемых в металлургическом оборудовании, состоит из деталей, имеющих разную твердость (сталь—бронза, сталь—чугун, сталь—текстолит и т.д.). Рассмотрим механизм разрушения поверхностей при схватывании I рода для таких УШО (рнс. XIV.2).В начальный момент относительного скольжения деталей со скоростью v под действием нормальной нагрузки микронеровности мягкого металла пластически деформируются на микроскопических пятнах контакта с твердым металлом и обтекают мнкроперовпости твердого металла, образуя пластические области А (рис. XIV.2, а). Вследствие больших удельных давлений на отдельных микронеровностях образуется контакт с прочной адгезионной (молекулярной) связью. Если такая связь достаточно прочная, обтекание мягким материалом прекращается и перед мнкронеровпостямн, связанными адгезионной связью, образуется зона заторможенного (налипшего) металла (рис. XIV.2, б). При дальнейшем относительном движении заторможенный мягкий металл Б заполняет пространство между микронеровностями, что приводит к увеличению площади отдельных пятен касания, причем в зоне контакта мягкий металл будет более прочным, чем лежащие ниже слои, за счет поверхностного упрочнения (наклепа). При последующем относительном движении пластическая деформация возникает на некоторой глубине от зоны контакта в еще неупрочпенных слоях мягкого металла. В результате увеличивается глубина застойной зоны упрочненного мягкого металла, который движется как одно целое с твердым металлом (рис. XIV, 3, о). Так как глубина слоя заторможенного упрочненного металла велика, за зоной контакта возникают растягивающие напряжения, что приводит к появлению трещины и выкалыванию или выдиранию мягкого упрочненного металла застойной зоны.