Июль 30th, 2013
На рис. 29 показано влияние температуры н длительности азотирования на твердость и толщину слоя на стали 38Х2МЮА.Для изготовления сильно нагруженных крупных деталей сталь 38Х2МЮА непригодна вследствие ее малой прокаливаемостн и сравнительно невысоких механических свойств.После шлифования и хонингований на азотированном слое стали 38Х2МЮА средко можно наблюдать точечное выкрашивание — «сыпь» на глубину до ,05 мм. Чаще сыпь образуется по грубой нитридной сетке, которая возникает, ли сталь имеет крупное зерно. Понижение температуры закалки с 950 до 900 °С менынает склонность к образованию сыпи, шлифовочным трещинам и сколу лоя. Чем меньше твердость и содержание азота в слое, тем выше сопротивление го хрупкому разрушению.Высокочастотный нагрев, приводящий к образованию мелкого зерна (8— 12 балл.) устраняет «сыпь» на шлифованной поверхности.Изделия из стали 38Х2МЮА в процессе азотирования обнаруживают боль-тую склонность к деформации.Для изготовления многих деталей, допускающих меньшую твердость упрочненных поверхностей, применяют стали, не содержащие алюминия. Эти стали технологичнее, имеют более высокие механические свойства, чем сталь 38Х2МЮА, но пониженную твердость азотированного слоя (HV 650—900). Слой на них отличается высокими износостойкостью и сопротивлением хрупкому разрушению. Вследствие незначительной хрупкости азотированного слоя азотирование применяют при изготовлении деталей с острыми кромками и вырезами, а также нешлифуемых деталей. В станкостроении шпиндели для опор качения ходовых винтов изготовляют из азотированных сталей 40Х, 40ХФА, 18ХГТ; гильзы, накладные направляющих планок, ходовых винтов пар качения — из сталей 40ХФА, 20ХЗВА, 20ХЗМВФ.