Июль 30th, 2013
Показано, что износ слоя, полученного при нитроцементации в газовой среде, иа 15% меньше износа слоя, полученного при цианировании в жидкой ванне. Испытания подтвердили результаты лабораторных исследований на износ нитроцементованных слоев: нитроцементованные шестерни коробки передач грузовых автомобилей, изготовленные из стали ЗОХГТ, изнашивались на 20—60% меньше, чем цементованные.Нитроцементованный слой как область со структурой мартенсита с большим содержанием углерода имеет более высокий предел текучести, но значительно меньший запас пластичности, чем сердцевина стали. Поэтому при изгибающей нагрузке пластическая деформация возникает сначала в сердцевине под закаленным нитроцементованным слоем. Значительная деформация сердцевины приводит к возрастанию напряжения в слое, к образованию начальной трещины и к разрушению изделия. Следовательно, повышение статической прочности на изгиб всей детали (при прочих равных условиях) может быть обеспечено с ростом пластичности слоя [40]. Как видно из табл. 131, предел прочности при изгибе с увеличением толщины нитроцементованного слоя, т. е. с увеличением продолжительности насыщения, уменьшается [40]. При температуре нитроцементации 860 и 950 °СУдарная вязкость нитроцементованной стали повышается с ростом содержания в слое остаточного аустенита, причем тем значительнее, чем выше прочность сердцевины [448].Значения ударной вязкости образцов, вырезанных из нитроцементованных зубчатых колес, подвергнутых после нитроцементации непосредственной закалке, а также повторной закалке, приведены на рис.