Март 9th, 2024
Мосты в соответствии с требованиями ГОСТ 2775188* «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету» отнесены к объектам наивысшего уровня ответственности по возможным экономическим, социальным и экологическим потерям в случаях отказа.
Понятие «ответственность» можно рассматривать как синоним понятию «безопасность», и нормативные требования, соответствующие этим понятиям, должны исключать аварии мостов. Тем не менее, и в отечественном, и в зарубежном мостостроении имел место ряд крупных аварий пролетных строений. Они привлекли к себе исключительно большое внимание, поскольку уроки, вытекающие из анализа причин аварий мостов, всегда давали мощный импульс дальнейшему прогрессу в мостостроении.
Работа по анализу причин аварий мостов ведется в развитых странах мира свыше 180 лет. Ее результаты показывают, что причины аварий можно объединить в три группы.
- Примерно 60 % аварий происходили вследствие катастрофических природных воздействий.
- Около 30 % аварий обусловлены дефектами проектирования и строительства.
- Порядка 10 % аварий являются результатами неудовлетворительной эксплуатации, в том числе пропуском сверхнормативных нагрузок.
В статье уделено основное внимание следующим наиболее массовым причинам аварий металлических конструкций мостов:
- местная и общая неустойчивость;
- хрупкое разрушение металлопроката, соединений и конструкций в целом;
- пожароуязвимость.
Местная и общая неустойчивость
Последние десятилетия в отечественном и зарубежном мостостроении ознаменовались расширенным применением стальных (компонуемых из ортотроп- ных плитных элементов) и сталежелезобетонных пролетных строений различных систем.
Начальные этапы внедрения таких пролетных строений сопровождались рядом катастрофических аварий.