Декабрь 1st, 2014
Однако реальные условия вносили свои коррективы в ход строительства сибирских крепостей. Первоначальные укрепления Тары, простоявшие до 1669 года, были возведены меньших размеров: «внутренний город занимал тогда не больше 42 кв. саж., а острог — только 200 саж. в длину и 150 саж. в ширину; внутри острога должны были находиться жилые дворы; но так как места в остроге было мало, то позже очень многие должны были строиться вне острога, другие же предпочитали селиться по деревням, так как там они находили больше удобных мест для пашни».
Во второй половине 1590-х годов «русские продолжали продвигаться вверх по Оби и по реке Кети, приискивая пути в более отдаленные места». В 1596 году на берегах этих рек были основаны На- рымский и Кетский остроги, через которые открывался водный путь далее на восток к бассейну Енисея. К этому периоду за новыми крепостями, окруженными для защиты стоячим тыном, всё чаще закреплялось название «острог».
В 1596 году произошло изменение официальных путей из европейской Руси в Сибирь. Соликамский посадский человек Артемий Бабинов «проведал» и совместно с возчиками царской казны устроил новую, более удобную и близкую дорогу через Урал, сокращавшую расстояние между Москвой и Сибирью. «Бабиновская» дорога шла по долинам небольших мелководных притоков Камы, затем, перевалив Урал, выходила в долины речек, относящихся уже к системе реки Туры. Этот путь, начинавшийся от Соли Камской, приводил к новому городу Верхотурью, основанному в 1598 году.
Этот город, стоявший на рубеже Европы и Азии, был воротами в Сибирь. Только через него должны были проезжать служилые люди, промышленники, купцы. В 1600 году здесь был построен «для поклажи товаров большой гостиный двор, причем был издан строгий указ, чтобы торги во всем Верхотурском уезде производились только на гостином дворе в Верхотурье». Все купцы, ехавшие с товарами в Сибирь и обратно, подвергались досмотру и должны были платить пошлину. Правительство из фискальных соображений стремилось направить всё движение за Урал через Верхотурскую заставу, «потому что из Сибири и в Сибирь многим дорогам быть непристойно», и энергично боролось с образованием новых дорог «мимо Верхотурья», приказывая всякий раз такую вновь открывшуюся дорогу «засечь накрепко, чтобы отнюдь конным людям проезду, а пешим проходу не было». По Соликамско-Верхотурскому пути шли западноевропейские и русские товары с одной стороны, персидские, бухарские, китайские и сибирские — с другой. Особенно оживлялся город зимой, когда через него в Москву следовали грузы с пушниной, товары из Китая. Зимняя перевозка предпочиталась летней по той причине, что крестьяне тогда не были заняты полевыми работами.